БУДДИЙСКАЯ ТИПОЛОГИЯ — VISUDHIMAGGA И VIMUTTIMAGGA.

автор — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

Сегодня мы бы хотели вернуться к Типологии. В философской копилке человечества существует много систем делящих человеческие характеры и умы на разные типы – аюрведа, зодиак, даосская система, соционика, классическая психология итд. Сегодня мы бы познакомить вас с довольно уникальной и скорее всего еще не переведенной на русский язык системой. Это обощенный перевод связанных с типологией отрывков из двух древних, классических, Буддийских Текстов — Виссудхимагга(Путь очищения) и Вимуттимагга (Путь освобождения). Эти труды являются довольно похожими текстами, представляющими древнейшее из существующих на нынешнее время направление Буддизма — Тхераваду (Учение Старейшин), дошли до нас из 2-х разных источников Палийского Канона и Китайстого Канона Махаяны. Считается что изначально они были сформированы как руководство для Учителей в Древних Буддийских монашеских Орденах. Их отличительная от других типологий особенность в том, что они не только подразделяют людей на типы, но так же подбирают под каждый темперамент свои, подходящие для скорейшего духовного прогресса образ жизни, питание, позу для практики и объект для медитации. Тексты ввиду их древности были обобщены и немного упрощены — настолько насколько это было возможно, чтобы не потерять информативной наполненности. Нужно добавить что они были составлены для Учителей лесных монашеских традиций — поэтому несут на себе определенный отпечаток монашеского мышления и образа жизни.
И так…

Существует шесть основных видов человеческого темперамента (они могут комбинироваться между собой в различных двоичных и троичных сочетаниях)
— Страстный – с превалирующими свойствами влечения
— Гневный — с превалирующими эмоциями отвращения
— Глупый темперамент – с отсутствием познавания ума
— Верующий темперамент — с влечением к Духовному
— Интеллектуальный темперамент — имеющий сильные познающие свойства
— Спекулятивный темперамент — чрезмерно думающий

Оба текста объединяют эти шесть основных вида в три таким образом

— Вера=Страстность т.к. Страстность находится во влечении к чувственным желаниям, а Вера влечется к качествам добродетели. Страстность сложно отказаться от того, что вредно, а Вера не отдаст то, что полезно.
— Гневный=Интеллектуальному т.к. в обоих случаях присутствует эмоция отрицания — Гневный избавляется от того, что не нравиться, так Интеллектуальный темперамент избавляется от того что плохо. Гневный склонен во всем искать вину, а Интеллектуальный темперамент ищет и отмечает то что не здраво.
— Спекулятивный=Глупому т.к. непонимание так и чрезмерное мышление возникающие из-за легкого домысливания – поверхностны, возбуждены и оторваны от реальности. А Спекулятивный -не спокоен, потому что он возбужден постоянным додумыванием, Глупый же возбужден тем что ничего не понимает.

Общие Учения.

— Страстный человек прогрессирует через привлекательность.
— Гневный человек прогрессирует через отрешенность.

— Глупый получает прогрессирует через не вовлеченность.

— Страстный темперамент имеет манеру поведения в обществе как как слуга. Гневный — как хозяин. В Глупый темперамент подобен больному или животному.
— Человек со страстным темпераментом — чувственный. Человек с гневным — вздорный. Человек с Глупым темпераментом — нерадивый.
— Тот у кого избыток мокроты является Страстным. Тот, кто имеет избыток желчи является Гневным. Тот кого имеет избыток ветра является Глупым.

Как распознаются темпераменты?

По манере походки.
— Страстный темперамент — ходит осторожно, опуская поднимая свои ноги медленно и равномерно. Его шаг пружинист и изящен.
— Гневный темперамент — ходит, как будто он вбивает ноги в землю, ставя и поднимая ноги быстро и резко — толчками и рывками. Ноги могут тереться друг о дуга.
— Глупый темперамент — ходит с неуверенно и недоуменно, его шаги и движения нерешительны, путаны и зачастую внезапны. Шаги шаркающие. Ноги могут путаться.

По манере поведения
Страстный темперамент — ведет себя уверенно и грациозно. Гневный темперамент — ведет себя жестко и зажато. Глупый темперамент — смущен отрешен, не уверен и летает в облаках.

По манере сна.
— Страстный темперамент расстилает свою постель, не спеша, ложится медленно, ровно располагая конечности и он спит спокойно. Когда проснулся, он встает медленно как бы с сомнением. На разбуженный ночью, он встает сразу и отвечает нерешительно.
— Гневный темперамент расстилает постель абы как, наспех и, швырнув свое тело туда, спит с угрюмым видом. Когда проснулся, он встает быстро и отвечает раздраженно.
— Глупый темперамент раскладывает постель наперекосяк и спит в основном лицом вниз, на животе, как попало, разбросав свои конечности. Когда разбужен встает медленно, говоря “Хм” и уходит не убрав постель. Разбуженный ночью, он долго лепечет что-то несвязное.

По отношению к объектам органов чувств.
— Страстный темперамент смотрит на предмет долго и удивленно, как будто он не видел его раньше. Он не видит своей увлеченности, зачастую видя его достоинства и пропуская недостатки. Ему сложно освободиться свое внимание от увлекшего его объекта даже после того, как его попытаются отвлечь.
— Гневный темперамент не смотрит долго на предмет, ведя себя как будто устал. Он редко бывает долго доволен даже хорошими вещами. Он легко замечает тривиальные недостатки, зачастую пропуская положительные аспекты. При отвлечении, он делает это без сожаления, легко переключаясь на что-то еще.
— Глупый темперамент зачастую в своем отношении к чувственным объектам копирует окружающих его людей, считая плохим то, что другие считают бесполезным и хваля то, что другие хвалят. Делая так он зачастую притворяется так как внутри отрешен и спокоен—из-за присутствия в уме равносности и отрешенности неведения.

По активности
— Страстный темперамент держит веник крепко и удобно, подметая аккуратно и равномерно. Подметает дорожки чисто не рассеивая их песчаного покрытия.
— Гневный темперамент держит метлу через чур твердо, метет не чисто и не равномерно, с шумом, торопливо и резко, разбрасывая песок в разные стороны.
— Глупый темперамент держит метлу кое как -слабо и неудобно. Он метет не аккуратно и не равномерно, смешивая песок с листьями. Он старается делать много вещей сразу, ничего не доводя до конца.

Любая другая активность.
Страстный темперамент действует умело, мягко, равномерно и тщательно. Гневный темперамент действует напряженно, сухо и неравномерно. Глупый темперамент делает все неискусстно и сумбурно, неровно и нерешительно.

По манере одевания
— Страстный темперамент завернут не слишком плотно и не расхлябано. Роба завернута равномерно и крепко.
— Гневный темперамент заворачивается в робу слишком туго, плотно и неравномерно.
— Глупый темперамент носит робу слишком свободно, спутано, неравномерно и расхлябанно. У него она часто начинает спадать.

По манере еды
— Страстный темперамент любит обильную, сочную, сладкую, богатую вкусами пищу. Не любит кислое. Он ест не спеша наслаждаясь ее вкусом.
— Гневный темперамент любит грубую, сухую, кисловатую на вкус пищу. Он ест торопливо не замечая вкуса еды. Сильно горюет если пища не пряная.
— Глупый темперамент не имеет устоявшихся привычек. Во время еды он роняет крошки на свою тарелку, пачкает губы, лицо потому что все время отвлечен.

По типу загрязнений часто возникающие в уме
— Страстный темперамент часто склонен к обману, неискренности, гордыне, странным и сильным влечениям, неудовлетворенности, пижонству и тщеславию. А — ревность, гордость, коварство, обольщение, чувственность
— Гневный темперамент часто склонен к — гневу, враждебности, пренебрежительности, властности, зависти и скупости. А- гнев, мстительность,лицемерие, скупость, ненависть.
— Глупый темперамент склонен — скованности, оцепенению, возбуждению, беспокойству, неуверенности и упрямству. А — ригидность, небрежность, неопределенность, тревога, увлеченность.
— В Верующем темпераменте возникают — щедрость, желание видеть Праведных, желание услышать благую Дхамму, непосредственность, честность, восторг и вдохновление от добродетельного.
— Интеллектуальному темпераменту свойственны — культура в речи, стремление к добродетельной компании, умеренность в еде, склонность к анализу, преданность осознанности и внимательности, ощущение безотлагательности, которое внушает чувство срочности и разумно направленные усилия.
— В Спекулятивном темпераменте наблюдается частое возникновение — разговорчивости, общительности, скуки, неспособности закончить обязательства, чрезмерное планирование и колебания.

Однако эти вещи не стоит относить к абсолюту т.к. как люди могут вести себя по разному в различных ситуациях и по разным причинам изза возникающих эмоций, собственных усилий, кармы. Нужно смотреть в общем в течении долгого времени.

Какие жилье, образ жизни, пища и медитации подходят различным темпераментам?

Страстному темпераменту подойдет грязное, неухоженное жилье, в котором ему будет сложно получать физическое или эстетическое удовольствие — землянка под нависающей скалой, вонючая пещера с летучими мышами. Местность вокруг мрачная, неудобная для жизни с большим количеством опасностей — дикие животные, насекомые итп. Мебель полная жучков. Им не стоит жить в чистоте. Отсутствие кровати, полу-разрушеный дом или жизнь в лесу под деревом тоже будет полезна.
Подходящие внутренние и наружные предметы одежды должны быть с оборванными краями и нитками свисающими везде, жесткие на ощупь, легко пачкающаяся и тяжелые, те которые трудно носить.
Чаша для еды — должна быть уродливой, неудобной, неровной, неапетитной.
Правильное обращение мирян — невнимательные, грязные, небрежные, неказистые, некрасивые, дурно пахнущие, грубые.
Подходящая еда — жесткая, невкусная, не обильная, кисловатая пища, старая которую захочется есть лишь для заполнения желудка и утоления голода. Есть и пить следует не немного.
Правильные позы практики для него стоя или при ходьбе.
Объект его созерцания должен быть — все виды визуализационых касин, начиная с голубой, цвет которых не очень чист.
Медитация пригодная темпераменту: непривлекательность во всех аспектах, десять видов гниения, непривлекательные аспекты 32 частей тела, страдание как
Практика 32 части тела — размышлению о их не привлекательности.
Практика развития мудрости — отмечание характеристики страдательности и неудовлетворенности.

Гневному темпераменту следует жить в приятном обеспеченном всеми эстетическими и физическими удобствами месте. Чистота, радующие глаз виды. Удобная и безопасная дорога в деревню за едой. Небольшое количество мебели, чтобы избежать появления беспокоящих насекомых и животных.
Одежа и вещи сделаны из красивых удобных в обращении и эстетически приятных материалов.
Помогающие миряне — внимательны, вежливы, аккуратны и предупредительны.
Еда — обильны привлекательна на вид, вкус и запах. Есть ему стоит столько сколько он любит.
Правильные позы для него положении лежа или сидя.
Объектом его созерцания должны быть касины всех цветов начиная с голубого, цвет которых идеально чист.
Медитация пригодная темпераменту: Четыре аспекта любящей доброты и визуализационные касины.
Практика 32 части тела — их визуализация с концентрацией на их цветовом аспекте. Развитие мудрости — размышление и отмечание отсутствие самости во всем.

Правильным жильем для Глупого темперамента будет — открытое, не замкнутое помещение, где все четыре стороны света будут хорошо видны.
Остальные рекомендации по жилью одежде и еде будут схожи с тем что даны Гневному темпераменту.
Он постоянно должен жить рядом с серьезным учителем во всем полагаясь на него.
Правильной позой для практики будет поза при ходьбе.
Правильный объект для визуализации должен быть большим.
Медитация пригодная темпераменту: внимательность к дыханию
Практика 32 части тела — чувствование места на теле, их объема вместе с проговариванием..
Развитие мудрости — через наблюдение изменчивости всего.

Верующему темпераменту подходят все указанное для Гневного темперамента.
Медитация пригодная темпераменту: размышление о качествах Будды (Просветленного), размышление о Дхамме (Законе), размышление о Сангхе (Святом Сообществе), размышление о собственной Добродетели, размышление о собственной Щедрости, размышление о жителях Раев.

Для Интеллектуального темперамента не требуется каких либо конкретных условий касающихся жилья, еды, одежды итп.
Медитация пригодная темпераменту: Памятование о Смерти, размышление о Ниббане, наблюдение четырех элементов и восприятие непривлекательность в пищи.

Спекулятивному темпераменту подойдет закрытое и замкнутое помещение, не провоцирующее излишних мыслей. Остальные рекомендации будут такими же как и Страстному темпераменту.
Ему нужен небольшой объект для визуальной концентрации.
Медитация пригодная темпераменту: внимательность к дыханию.

Визуализационные Касины и нематериальные джханы подходят для всех видов темперамента.

 

Дополнительные материалы

Для каждого темперамента подразумевается одинаковое утверждение в Дхамме через следование Благородному Восьмеричному Пути. Но некоторые источники считают, что определенным характеристикам каждого темперамента будет сопутствовать свои последовательные методы входящие в 37 Высших Аспектов Учения (Бодхипаккьядхамм):

 

Влечение — последовательное развитие Пяти Духовных Способностей (Панча Индрия) в Пять Сил Ума в (Панча Бала): от Веры (Садха) к Энергии (Вирия), от Энергии к Внимательности (Сати), от Внимательности к Сосредоточению (Самадхи) и от Сосредоточения к Мудрости (Паннья).

Разьяснение Духовных Способностей Ума (S(48):8))

Существует Пять Духовных Способностей Ума, о монахи. Каковы же они? Способность к Вере, Способность к Энергии, Способность к Внимательности, Способность к Сосредоточению, Способность к Мудрости.

Четыре уверенности Сотапанны — являются Высшей Верой.
Четыре Правильных Усилия — являются Духовной Энергией.
Четыре Основы Внимательности — являются Духовной Внимательностью.
Четыре медитативных поглощения ума — являются Духовным Сосредоточением.
Четыре Благородные Истины — являются Высшей Мудростью.

Разьяснение Сил Ума — Paṭhamavibhaṅgasuttaṃ (S(49):9)

Существует Пять Сил Ума, о монахи. Каковы же они? Сила Веры, Сила Энергии, Сила Внимательности, Сила Сосредоточения, Сила Мудрости.

Что же, о монахи, является Силой Веры? — Это когда Благородный последователь уверен в отношении Просветления Учителя так: «Таков ты Благословенный, Досточтимый и Самопробужденный, Праведный и Славный, Познавший всё, Спаситель страждущих, Великий Учитель, Святой, о мой Владыко.» Именно это, о монахи, и является Силой Веры.

Что же, о монахи, является Силой Энергии? Это когда Благородный последователь живет с энергией усилия: для избавления от не здравых и развития хороших состояний своего ума — он силен, тверд в намерении и не колеблется при возможности для утверждения в добродетели. Именно это, о монахи, и является Силой Энергии.

Что же, о монахи, является Силой Внимательности? Это когда Благородный последователь внимателен: Обладает острой внимательностью, ясностью и твердостью. Он тот кто ясно помнит, что было сказано и сделано долгое время назад. Именно это, о монахи, и является Силой Внимательности.

Что же, о монахи, является Силой Сосредоточения? Это когда Благородный последователь Сосредоточил свой ум до полной однонаправленности, имея его целью, его объектом — Бессмертие. Именно это, о монахи, и является Силой Сосредоточения.

Что же, о монахи, является Силой Мудрости? Это когда Благородный последователь мудр за счет понимания и наблюдения за появлением и исчезновением всего в этом мире, Благородного, дарующего Прозрение ведущего к полному растворению всех страданий. Именно это, о монахи, и является Силой Мудрости.

(В Палийском Каноне определения для Пяти Сил и Пяти Способностей — совпадают)

 

Отвращение — последовательное развитие Семи Аспектов Просветления (Боджханга):

1. Внимательность (Сати)
2. Само-исследование (Дхамма вичайя)
3. Усилие (Вирия)
4. Восторг (Пити)
5. Безмятежность (Пассаддхи)
6. Сосредоточение (Самадхи)
7. Невозмутимость (Упеккха)

 

Неведение — последовательное развитие Основ Духовного Успеха (Иддхипада):

1.Согласие (Чанда) — основа сильного желания (решимости) практики
2.Усилие (Вирия) — основа усердия по совершению практики
3.Склонение ума (Читта) — основа решимости совершать практику
4.Исследование (Виманса) — основа аналитического рассмотрения (один из видов мудрости) для совершения практики.

 

Обобщение.
Для некоторых темпераментов некоторые факторы развития даются более подробно и в ином порядке. Ниже приведены параллельные качества:

Вера                    —    Энергия  —  Осознанность —  Сосредоточение  —   Мудрость                             Индрия

Восторг                —   Энергия  —  Осознанность  —  Сосредоточение  —  Самоисследование             Боджханга
Безмятежность                                                                                        Невозмутимость

Согласие              —   Усилие   —            Склонение ума                       —   Исследование                     Иддхипада