Буддизм и вегетарианство
Джагаро Ачан

источник — тхеравада.рф
перевел — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

 

В предыдущий раз, когда я выступал с беседой о буддизме и вегетарианстве, некоторые члены аудитории очень сильно отреагировали на нее. Люди, которые сильно реагируют на беседы — это те кто имеет очень сильные воззрения по ее поводу. Это большая опасность, потому что как только мы развиваем очень сильные, фиксированные взгляды на что-либо, это имеет тенденцию делать нас довольно жесткими. Так мы развиваем закрытый ум, который заставляет нас чрезмерно реагировать на все, что говорится вокруг. Если это не согласуется с нами, то должно быть против нас. Это все, что мы видим — черное и белое — и это большое несчастье. Будда предостерегал от привязанности к взглядам и мнениям как одной из основных причин страдания.

Я наблюдаю это снова и снова в каждом аспекте жизни. Большинство конфликтов, в которые мы вовлечены в течение нашей жизни, возникают из-за несогласия с определенными взглядами на вещи. Эти конфликты обусловлены привязанностью к нашим взглядам и нашим представлениям.

Конечно, нам нужны взгляды, мы не можем жить без них. Взгляд — это способ, которым мы что-то видим, способ, которым мы что-то понимаем, наше предпочтение по отношению к разнообразию доступных вариантов в отношении вещей. Это вполне естественно. Пока мы думаем, воспринимаем или обусловлены определенным образом, у нас будут взгляды, и по некоторым темам они могут быть очень сильными и фиксированными.

Вегетарианство — одна из таких тем. Сегодня вечером я буду говорить на эту тему в виде размышлений. Я не собираюсь сидеть здесь и рассказывать вам, что является окончательной правдой в буддизме и вегетарианстве. Это не является ни моим намерением, ни буддийским путем. Мое понимание приходит из моего опыта, из моего виденья, из моего созерцания. Вы можете согласиться или нет — это не имеет значения, пока вы трезво размышляете над этим вопросом и приходите к своим собственным выводам. Я занимаю нейтральную позицию, потому что не чувствую, что эту конкретную тему можно рассматривать просто с точки зрения черного и белого. Я принимаю буддийскую позицию, как я ее понимаю.

Каноническое основание

Начнем с фундаментального вопроса: является ли обязательным условием для буддиста быть вегетарианцем согласно учению Будды, насколько мы можем об этом судить? Я бы сказал — нет. Согласно буддийским писаниям, чтобы быть буддистом не обязательно быть вегетарианцем.

Люди говорят: «А откуда ты вообще знаешь, чему учил Будда? Это правда. Я не знаю на личном опыте, если я и был там, то не помню этого. Так на что же нам полагаться? Мы должны полагаться на священные писания, которые передавались из поколения в поколение. То, можем ли мы доверять этим писаниям, зависит от того, принимаем ли мы их как точные записи об Учении Будды или нет. В традиции Тхеравады мы имеем то, что мы называем Палийским каноном — буддийскими писаниями. В нем есть много разделов: Виная Питака дисциплина для монахов и монахинь, Суттанта Питака, которая содержит беседы или учения, данные Буддой, и, наконец, Абхидхамма Питака, которая является системой философии и психологии, разработанной из основных текстов. Большинство ученых согласны с тем, что Абхидхамма Питака, «Высшее учение», была разработана Учителями более поздних периодов из основных текстов Сутт как система анализа для более легкого обучения и использования в дебатах.

Итак, есть три собрания священных писаний. Мое исследование ограничено Винаей и Суттами, книгами о дисциплине и книгами о беседах. Из моих исследований этих собраний я получил уверенность в том, что то, что представлено в этих писаниях, точно представляет то, чему учил Будда. Тем не менее, я не утверждаю, что каждое слово в этих писаниях является именно словом Будды. На протяжении веков туда были внесены некоторые изменения, некоторые дополнения, но суть осталась нетронутой. В сущности, эти тексты — очень верная и точная запись того, чему учил Будда.

Моя основа для этого воззрения — просто тот факт, что люди, которые передавали эти учения и проверяли их, были учениками, монахами и монахинями, которые имели огромное уважение к Будде, как и монахи сегодня, и я не думаю, что многие монахи осмелились бы намеренно изменить учения Будды. Очень немногие монахи были бы готовы сделать это. Любые изменения, которые имели место, были просто целесообразным средством для того, чтобы сделать их чтение более удобным. Возможно, в них были и случайные изменения, но я не думаю, что тексты были искажены намеренно, с каким-либо серьезным или глубоким изменением смысла Учения.

Это подтверждается, в частности, в отношении книг о Винае, которые касаются монашеской дисциплины. На протяжении веков буддизм медленно распространялся из Долины Ганга по всей Индии, двигаясь на юг в Шри-Ланку, через Бирму и Таиланд, затем на север в сторону Тибета и в конечном итоге достиг Китая. На протяжении веков он начал распадаться на различные школы. Некоторые из этих школ процветали в разных частях Индии и более отдаленных местах, и поэтому имели очень мало общих связей или вообще не контактировали друг с другом. Однако, когда мы сравниваем книги по дисциплине, между этими разными школами есть одно замечательное сходство. Они настолько похожи, что, должно быть, изначально пришли из одного и того же источника.

Таким образом, есть веские основания для доверия к тому, что мы называем Палийским каноном, и признания, того что он действительно представляет Учение Будды. В любом случае, это доказательство, которое мы должны принять во внимание, потому что здесь и сейчас нет никого, кто мог бы сказать: «Я слышал, что Будда говорил по-другому.» Эти священные писания являются наиболее авторитетным, или наиболее четким представлением Учения Будды.

Если мы внимательно изучим эти священные писания, то обнаружим, что в них нигде нет никакого предписания ни мирянам, ни монахам относительно вегетарианства. Там нет ни одного упоминания о нем как о наставлении Будды ни монахам, ни монахиням, ни мирянам. Если бы Будда сделал вегетарианство необходимым условием, это должно было встретиться где-то в священных писаниях. Напротив, можно найти ряд примеров, когда Будда говорит о еде, особенно о правилах, относящихся к монахам, указывающих на то, что во времена Будды монахи, иногда, ели мясо.

Если вы не возражаете, я сначала хотел бы представить вам некоторые из этих исторических свидетельств. В этих священных писаниях, особенно в книгах по дисциплине, есть много ссылок на то, что монахи могут и не могут делать. Многие из этих правил имеют отношение к еде, есть правила о всевозможных вещах, относящихся к еде, некоторые из них очень необычны. Если бы монахи были вегетарианцами, то эти правила казались бы совершенно бесполезными или неуместными.

Например, есть одно правило, которое запрещает монахам есть мясо определенных видов животных, таких как лошадь, слон, собака, змея, тигр, леопард и медведь. Есть около десятка различных видов мяса, указанных Буддой, которые не разрешены для монахов. То, что он установил правило, что некоторые виды мяса не должны быть съедены монахами, указывает на то, что другие виды мяса разрешены.

Есть еще одно правило: монах был болен, и так как он был очень болен, набожная ученица спросила его, был ли он когда-либо болен этой болезнью раньше и что он принимал, чтобы излечить ее? Это была какая-то проблема с желудком, и он сказал, что у него было это раньше и в последний раз, когда он выпил мясной бульон, он помог облегчить ее симптомы. Итак, эта женщина отправилась на поиски мяса, чтобы приготовить мясной бульон для больного монаха. Однако это был день упосатхи (соблюдения предписаний), поэтому нигде не было мяса. В Индии существовала традиция не убивать животных в такие дни. Из великой преданности эта дама решила, что монаха нельзя оставить страдать, поэтому она отрезала кусок своей собственной плоти и сделала мясной бульон. Она отнесла его монаху, предложила ему, и, по-видимому, он выпил его и выздоровел. Когда Будда услышал об этом, он установил правило, что монахам не разрешается есть человеческую плоть. Слава Благословенному за это!

Итак, вот еще одно странное правило, которое было бы совершенно бессмысленным, если бы существовало условие, что монахи никогда не едят мяса. Есть много подобных примеров как в правилах дисциплины, так и в беседах. Когда Будда услышал обвинение в том, что буддийские монахи убивают животных, поедая мясо, он заявил, что это не так. Затем он объявил три условия, при которых монахи не должны были есть мясо: если они видели, слышали или подозревают, что животное было убито специально, чтобы накормить их, то монахи должны отказаться принимать эту пищу. В другое время, когда монахи идут за подаянием, они должны смотреть в свои чаши и принимать все, что им дают, с благодарностью, не выказывая ни удовольствия, ни неудовольствия. Однако если монах знает, слышал или подозревает, что животное было убито специально для того, чтобы накормить его, он должен отказаться от его получения.

В текстах существует гораздо большее число примеров, чем я привел здесь, разбросанных по всем Писаниям, указывающих на то, что требования чтобы монахи или миряне были вегетарианцами не существовало.

Кроме того, мы можем видеть, что на протяжении всей истории буддизма не было ни одной буддийской страны, где вегетарианство было обычной практикой буддийского народа. Это будет означать, что оно не было практикой и с самого начала. Хотя некоторые монахи Махаяны, в частности китайцы, вьетнамцы и некоторые японцы, являются вегетарианцами, большинство мирян таковыми не являются. Исторически, вплоть до наших дней, буддийские люди вообще не были строгими вегетарианцами. Это, казалось бы, подтверждает вывод, сделанный на основе изучения священных писаний, что никогда не существовало предпосылок для того, чтобы люди, которые хотят стать буддистами, должны были быть вегетарианцами.

Конечно, это можно оспорить и это часто доказывают и, в частности, вегетарианские монахи, и миряне, что священные писания были изменены. Они утверждают, что Будда действительно учил вегетарианству, но те монахи, которые хотели есть мясо, пошли и изменили все ссылки на него во всех текстах. У них не было компьютера, чтобы просто вбить «ссылку на мясо» и получить список мест где про это указанно. Священные писания первоначально передавались из уст в уста, и многие монахи были в это вовлечены. Ни у кого не было сутр на жестком диске, чтобы их можно было изменить за полчаса. Это было бы очень трудно сделать, поскольку в священных писаниях есть довольно много упоминаний этого. Вы можете попробовать изменить их в одном месте, но тогда это может стать несовместимым с чем то еще. Весьма маловероятно, что монахи смогли бы добиться последовательности в изменении стольких ссылок во всех священных писаниях, поэтому я думаю, что утверждение о порче священных писаний любящими мясо монахами немного надуманно. Я думаю, что Писания точны. Я думаю, что Будда не сделал это необходимым условием для людей, и я не думаю, что подобный запрет был утвержден как правило обучения для монахов.

Еще один спорный момент возникает из-за Учения Будды, в котором одним из правил обучения для всех, кто хотел быть его учеником, является то, они не должны убивать живых существ. Самая первая заповедь для буддиста-мирянина такова: «Панатипата верамани сикхападам самадиями.» (Я беру на себя тренировочное правило не убивать ни одного живого существа). Это правило является частью тренировки для каждого буддийского монаха, монахини, послушника, послушницы, мирянина и мирянки и является абсолютно нерушимым.

Кажется, что здесь присутствует несоответствие, но это просто из-за того, что вы не совсем четко понимаете эту тему. Очевидно, что Будда видел большую разницу в этих двух предписаниях — не убивать живых существ и соблюдать диету. Они касаются разных вещей.

Будда был очень прагматичен. Когда он устанавливал правила обучения, он устанавливал правила, которые люди могли иметь возможность соблюдать. Например, он не устанавливал правила тренировки, обучающие тому, что вы не должны переедать. Монахи должны быть просящими милостыню. Будда установил много правил о еде для монахов: им разрешено есть только утром, когда они едят, они не должны чавкать, сорить едой, скрести чашу, оглядываться по сторонам — и все же он не утвердил ни одно правило о переедании. Вы действительно можете набить себе брюхо и не нарушать правила. Вы могли бы подумать, что Будда должен был огласить подобное правило. «Почему бы и нет, когда он создал другие?» Это для того, чтобы каждый человек сам приучил себя есть в меру. Это то, за что вы сами должны взять на себя ответственность и постепенно тренироваться в этом, но это не правило для начинающих.

Есть большая разница между употреблением мяса и убийством животных, хотя можно утверждать, что когда мы едим мясо, мы косвенно поддерживаем их убийство. В этом что-то есть, и я расскажу об этом более подробно позже. Существует большая разница между ними, потому что убийство животных относится к намеренному лишению животного жизни, намеренного вызывания их смерти или команды кому-то другому убить животное. Вот что запрещает нам первая заповедь — о намеренное убийство животного. Цель создающая действие. Есть намерение, есть цель, и есть реализация этой цели убийство.

Если вы сегодня вечером приехали сюда на своей машине, я уверен, что вы кого-то точно убили — на вашем ветровом стекле вы можете увидеть следы разбитых насекомых. Когда мы едем из монастыря, где я живу в Серпентине, в Перте, который находится примерно в 60 километрах от сюда, ветровое стекло постоянно покрывается мертвыми насекомыми, особенно по утрам и вечерам. Я знаю, когда сажусь в машину и прошу кого-нибудь отвезти меня куда-нибудь, что из-за этого некоторые насекомые умрут. Я знаю это, но мое намерение сесть в машину и куда-то поехать. Я не говорю: «Давай прокатимся, чтобы посмотреть, сколько насекомых мы сможем раздавить.» Если бы это было моим намерением, то я бы их убивал, намеренно убивал. Но мы этого не делаем. Мы садимся в машину, с определенной целью. Возможно, некоторые существа погибают, но мы не намеривались этого делать.

Это не убийство — присутствует смерть, но вы не создаете камму убийства животных. Это правило является основой буддийского учения о миролюбии — вы воздерживаетесь от преднамеренного убийства живых существ.

Когда люди едят мясо каковы их намерения? Сколько людей едят мясо с намерением убить коров, свиней и овец? Если их намерение в еде состоит в том, чтобы убить побольше коров, это было бы очень близко к убийству. Если вы подумаете, почему люди действительно едят мясо, то увидите, что это происходит по очень разным причинам. Почему люди в более простых сельских обществах, таких как Северный Таиланд, где я жил, где большинство людей были буддистами, ели мясо? Они ели лягушек, кузнечиков, красных муравьев, личинок … всякие вещи. Зачем? Для получения белка, они должны были выжить, они должны есть, но очень трудно получить подходящее пропитание. Что ел пещерный человек? Он ел все, что только мог достать. Из-за стремления выжить, он съедал все, что только мог получить. И это имеет отношение к тому, что мы едим — первичный инстинкт выживания зависящий от того, что нам доступно.

Когда есть культурное воздействие, то ваши вкусы обусловлены вашим воспитанием. Если вы привыкли к определенным видам пищи, вы находите эти виды пищи приятными. Вот почему вы их покупаете. Это та еда, которую вы умеете готовить. Почему большинство австралийцев не вегетарианцы? Они едят мясо потому, что это то, что они приучены есть. Это часть обусловленности австралийской культуры.

Поэтому, когда большинство людей, которые не являются вегетарианцами, едят мясо, это не потому, что они хотят убивать животных. Это просто то, что они были приучены есть с детства. Это часть их культуры, это то, что они умеют готовить и это то, что они любят. Они привыкли к этому, поэтому они это и едят.

Можно сказать, что это невежество. Большинство людей невежественны; большинство людей имеют ограниченный объем вариантов и возможностей в своем понимании; большинство людей живут в соответствии со своей обусловленностью. Это не обязательно должно быть так, но именно так обстоит дело с большинством людей.

Важно провести это разграничение. Есть мясо — это не то же самое, что убивать животных, потому что намерение совсем другое. Будда установил правило воздержания от преднамеренного убийства живых существ, это как первый шаг к уважению жизни, как человеческой, так и животной. Это только начало его Учения, а не его конец. И большинство людей не могут сделать даже этого. Сколько людей в мире действительно могут воздержаться от убийства живых существ? Мы могли бы вступить в идеалистическую словесную битву по поводу того, почему все должны быть вегетарианцами, но вы должны признать, что подавляющее большинство людей на этой планете не может даже поддерживать уровень непреднамеренного убийства. Если бы они могли удержать себя на этом уровне, все было бы намного лучше. У Будды был прагматичный подход к подобным вещам, поэтому он учил, что по крайней мере нужно начать с этого уровня.

До сих пор я приводил вам примеры, почему буддизм не включает в себя вегетарианство. Значит ли это, что буддизм поощряет употребление мяса? Нигде в священных писаниях мы не читаем, что Будда сказал: «Ешьте больше мяса, это хорошо для вас.» Нигде в текстах не говорится: «Дайте человеку мясо.» Нет ни одного упоминания о том, чтобы монахам следовало бы есть больше мяса. Священные писания, конечно же, не поощряют поедание мяса. В них нет никаких ссылок и намеков на подобное поощрение. Какие выводы мы должны сделать из этого? Просто каждый человек должен тщательно обдумать этот вопрос, прийти к своим собственным выводам и взять на себя ответственность за них.

Этическое соображение

Теперь мы должны рассмотреть, совместимо ли вегетарианство с учением Будды. Я бы сказал от всего сердца, что оно совместимо. Вегетарианство — очень полезная практика для того, кто развивает два условия, которые должен развивать каждый буддист: сострадание и мудрость. Это то, что мы стремимся культивировать через свой духовный путь. Сострадание означает сочувствие и восприимчивость к боли других. Естественным результатом развития такого сострадания является то, что мы не хотим убивать, не хотим причинять боль другим.

Благодаря мудрости мы начинаем понимать, что наши действия имеют не только прямые результаты, но и косвенные. Это и есть возникновение понимания. Я часто ссылался на один из фундаментальных законов природы, называемый Взаимозависимым происхождением или обусловленным возникновением — «Когда есть это, есть то.» Другими словами, определенные условия приводят к определенным результатам. По мере того, как мы развиваем большую ясность ума и большую осознанность, мы начинаем видеть эти взаимосвязи. Все, что мы делаем, имеет свои последствия. То, как мы живем, порождает причины и результаты. Мы начинаем видеть, что это фундаментальный закон природы, и мы становимся намного более осведомленными о том, как мы живем и каковыми будут последствия наших действий. По мере того, как мы становимся более сострадательными и мудрыми, мы начинаем направлять свою жизнь так, чтобы стать более безвредными для окружающих и вносить меньший вклад в страдания и разрушения жизни.

Теперь давайте рассмотрим это в более широком смысле, чем просто вегетарианство, потому что эта тема «буддизм и вегетарианство» слишком узка. Мы не можем обсуждать вегетарианство, как если бы оно было изолированной вещью само по себе. Тема безвредности гораздо глубже, она связана с экологией, она связана с каждым аспектом нашей жизни. Возможно, «буддизм и экология» или «буддизм и жизнь» были бы более подходящими названиями.

Как только мы осознаем, что то, как мы живем, имеет свои последствия, какое влияние это окажет на то, как мы живем и как мы относимся к тому, что мы делаем? Все, что мы делаем и говорим, имеет свои последствия, потому что все мы являемся частью одной системы. Каждый человек, сидящий здесь, является частью этой системы, целой вселенной. Существует одна система взаимодействия, и вы все являетесь ее частью. Все, что вы делаете, влияет на вселенную.

Вы можете подумать: «Что я могу сделать, чтобы повлиять на движение планет и галактик?» Возможно, очень мало, но в соответствии с понятием взаимозависимости, все, что вы делаете, влияет на все остальное. Если вы и не сможете увидеть взаимозависимость в целом, но вы, конечно же, можете увидеть ее в этой комнате. То, что вы делаете здесь сегодня вечером, повлияет на всех остальных. То, что я делаю, влияет на тебя. То, что мы делаем, влияет на внешний мир. Все, что мы делаем, имеет свое долгосрочное влияние на все остальное.

Поэтому, когда мы едим мясо, это имеет свои последствия. Каковы будут последствия? Мы непосредственно поддерживаем отрасль, которая основана на выращивании животных, часто в ужасных условиях, с единственной целью их забоя. Затем мясо может быть доступно в аккуратно завернутых маленьких пакетах, чтобы мы могли купить его, чтобы съесть. Наше намерение, когда мы готовим и едим мясо, не состоит в том, чтобы убивать животных — я не думаю, что у кого-то есть такое намерение — однако, факт остается фактом, что действиями покупки, приготовления и питания мы косвенно поддерживаем убийство животных. Мы не убиваем, но поддерживаем убийство.

Теперь, осознав это, некоторые люди могут решить не поддерживать подобное убийство. Они просто не захотят быть частью этого, но захотят оставить подобную систему. Если есть одна причина, по которой буддист должен решить быть вегетарианцем, она должна основываться на понимании взаимосвязанности всего в этом мире. Есть только одна хорошая, веская причина для вегетарианства — это сострадание, не желание вносить свой вклад в страдание живых существ больше, чем это делает само наше существование.

Вегетарианство — это вопрос индивидуального выбора и ответственности, а не то, что можно насадить, но оно, безусловно, достойно похвалы и совместимо с Учением Будды. Но разве на этом все заканчивается? Теперь вы чисты? Вы стали вегетарианцем, но разве вы невиновны? У вас действительно чистые руки?

Позвольте мне сказать вам, что пока вы живы на этой планете, пока вы являетесь членом этой системы, ваши руки никогда не будут чистыми. Неважно, что вы едите, вы всегда способствуете смерти и разрушению, независимо от того, что вы делаете. Вы можете быть вегетарианцем, но вы все равно вносите свой вклад в разрушение только потому, что вы являетесь частью этой системы. Вы не можете избежать этого. Вы сидите на стульях откуда они берутся? Стулья стоят на ковре — откуда взялся ковер? Электричество? Кондиционер? Здание, автомобиль, поезда, автобусы, откуда все это взялось? Все взаимосвязано. Все взаимозависимо. Мы всегда вовлечены в систему, и пока мы живем в этой системе, мы всегда вносим в нее свой вклад. Мы используем кондиционер, мы используем электричество, а это значит, что мы каким-то образом поддерживаем строительство плотин, что влечет за собой уничтожение лесов. В этом не может быть никаких сомнений. Вы носите одежду, вы носите обувь. Если вы не носите кожаную обувь, вы носите пластиковую. Кто делает пластиковые ботинки? Химические компании, которые производят напалм и яды. Вы их поддерживаете.

Как я уже сказал, обучение монаха состоит в том, чтобы принимать то, что ему дают, и не просить ничего сверх этого. Большая часть пищи, которую мы получаем, вегетарианская, но не вся. Так что и меня можно обвинить в содействии. Признаюсь, руки у меня не чисты. Даже если я вегетарианец, каким я могу быть большую часть времени, мои руки все еще не чисты. Как вы думаете, откуда берутся фрукты и овощи? Как сады могут расти свободными от деревьев и кустарников? Что случилось со всеми деревьями и кустами существовавшими в этом месте? Огромные поля пшеницы, кукурузы и фруктовые сады — что случилось со всеми лесами? Они были уничтожены при помощи пахоты и опрыскивания. У нас есть хорошие овощи, но чтобы они стали хорошими, вы должны что-то сделать с насекомыми.

Как индивидуум, если вы действительно сострадательны, если вы действительно мудры, вы можете сделать все возможное, чтобы минимизировать этот ущерб. Но если учесть, что на этой планете живет около шести миллиардов человек, очень много людей, которых нужно кормить и одевать, поэтому должно создаваться много разрушения, прямого или косвенного. Такова жизнь.

То, что я говорю, не фаталистично. Это просто заставляет нас осознавать реальность. В этой реальности мы все можем и должны тщательно обдумать, что мы делаем, как мы живем и что мы потребляем. Насколько мы способствуем смерти и разрушению? Это не просто вопрос вегетарианства. Это достойно похвалы, если сделано правильно, и, как я уже сказал, совместимо с учением Будды, но это еще не все.

Двигаться бережно

Даже если вы вегетарианец, для вас все еще есть многое, что нужно сделать. Сегодня мы начинаем это понимать. Мы не можем продолжать потреблять все больше и больше, требовать все больше и больше, хотеть все больше и больше, ожидая, что эта маленькая планета с ее ограниченными ресурсами может предоставить для нас все что мы хотим. Одно из основных учений буддизма состоит в том, чтобы довольствоваться малым. Это не означает, что вы голодаете это просто вопрос того, чтобы быть довольным, не быть постоянно захваченным навязчивой идеей получить больше, что сейчас является болезнью современного общества потребления, не так ли? Почти все мы в западном обществе страдаем от нее.

У меня есть американский ученик, который жалуется, что здесь, в Австралии, такой ограниченный ассортимент еды. У нас есть только три вида шоколада, говорит она, тогда как в Америке их двадцать. Двадцать видов шоколада, сто двадцать видов мороженого на выбор — чудесное достижение для человечества и вершина человеческой цивилизации. Это потребление управляемое командой «больше, больше, больше». Всегда больше, с небольшим акцентом на удовлетворенность или вообще без него.

Вы можете видеть, к чему приведет, этот синдром голодного призрака, вечно желающего большего и никогда не удовлетворяющегося тем что есть. Это уничтожит всю планету. Планета ограничена, и последствия от наших действий имеют очень далеко идущие последствия. Один голодный призрак не так уж плох, но когда их миллионы, их желания все больше и больше будут поглощать этот мир. Они уже поглощают мир с пугающей скоростью.

Будда указывал на фундаментальный принцип: жажда — это источник проблем, и она никогда не может быть растворена путем ее удовлетворения. Удовлетворенность и не большие потребности чрезвычайно важны. Конечно, это должно было быть личным суждением каждого из нас. Будда не может сесть и сказать: «Я выделяю двадцать граммов сыра на человека в день». Это просто смешно! Будда был просветленным существом, и хотел, чтобы люди стали просветленными, стали ответственными. Будда не снимает с вас ответственности, все зависит от каждого из нас. Он лишь предлагает руководящие принципы, которые каждый из нас должен использовать при рассмотрении своей жизни, размышлении о том, что мы делаем, о последствиях этого и принятии на себя ответственности. Сколько мы готовы отдать? Каждый человек должен найти свой собственный предел. Для некоторых людей это может быть один автомобиль, для других — два автомобиля, некоторые люди могут хотеть только велосипед — это их оценка их потребности.

Чем больше мы подчеркиваем сострадание и понимание последствий своих действий, тем больше людей смогут сделать правильный выбор — упростить, развить в себе больше удовлетворенности и умеренности. Это гораздо больше, чем просто вегетарианство. Вегетарианство — это только один фактор, только один аспект всей картины. Целое гораздо масштабнее, потому что оно имеет дело с тем, сколько мы потребляем, даже фруктов и овощей, одежды, обуви, энергии, воздуха, топлива — всего, потому что потребление приводит к разрушению.

Таков буддийский образ жизни: мы начинаем культивировать сострадание и понимание, а затем начинаем перестраивать свою жизнь, делая правильный выбор. Каждый человек должен решить, как далеко он может пойти, но направление заключается в том, чтобы попытаться двигаться по этой планете как можно бережнее, чтобы наши жизни не были причиной такого большого разрушения.

Это личное дело каждого. Сам он, не делая ничего хорошего, указывает пальцем на других и требует, чтобы они прекратили: «Вам лучше прекратить использовать отбеленную туалетную бумагу, иначе мы посадим вас в тюрьму.» Если общество достигнет точки когда поймет, что запрет этого продукта может стать полезным, но вы не можете этого сделать, пока достаточное количество людей не оценит и не поймет необходимости этого. Главная цель буддизма — всегда поощрять сострадание и понимание. Все остальное будет происходить в соответствии с реакцией человека и чувством личной ответственности.

Вы можете понять, почему я совершенно уверен, что Будда не сделал вегетарианство обязательным, потому что это не тот способ, которым он подошел к нему. Его главная забота заключается в том, чтобы установить основополагающий стандарт, но даже он остается добровольным. Тогда от вас будет зависеть, следуете ли вы ему или нет. Все зависит от человека: стать ли более сострадательным и мудрым, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь посредством Учения Будды или нет. Независимо от того, устанавливаете ли вы правило, действительно важным будет то, будут ли люди его соблюдать. Подход Будды, основная направленность его Учения, состояла в том, чтобы попытаться поощрять больше понимания и сострадания, чтобы человек сделал соответствующий выбор — не только вегетарианство, но и много других вещей.

Вегетарианство — очень благородный выбор, но этот выбор должен быть сделан с правильной точки зрения — из сострадания и понимания. Сделав такой выбор, не загрязняйте его отвращением к тем, кто не вегетарианец. Доброта, порожденная таким выбором, становится испорченной, и в некоторых отношениях вы станете даже худшим человеком, чем не вегетарианцы. Мы делаем свой выбор из сострадания. Если мы в состоянии объяснить, мы объясняем это другим в соответствии с разумом и логикой, не критикуя их за то, что они не поддерживают наш выбор.

Я уважаю вегетарианцев. Они действуют благородно — это жест отречения. Это не самая главная вещь, но действительно благородная, и соответствует Учению Будды о сострадании и понимании. Но не останавливайтесь на достигнутом. Даже если вы не вегетарианец, не думайте, что вы больше ничего не можете сделать. Многое нужно сделать в каждой области вашей жизни: в том, как мы говорим, в том, как мы действуем во всем. Будьте тем, кто ступает бережно. Будьте тем, кто не добавляет лишнего к страданиям человечества и всех других живых существ на этой планете. Как только у нас появится намерение хотя бы попытаться двигаться в правильном направлении, мы становимся хорошими учениками Будды. Каждый человек должен идти в своем собственном темпе.