Будда: Пионер в области психологии.
Пиянанда Валполла Тхера

 

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

В Шри-Ланке среди буддистов есть распространенная поговорка: «Саббе путуджана умматака» (все люди до просветления психически больны). Из этого утверждения можно так же сделать вывод, что лечение психических заболеваний будет состоять в следовании Восьмеричному Пути Будды.

Во втором стихе Дхаммапады Будда говорит: «Ум предшествует всем состояниям, ум — их глава; все они созданы умом. Если человек говорит или действует с чистым умом, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень.”

Будда учил, что «изначальный ум» светился, но вскоре стал запачкан накоплением внешних загрязнений. Ваша работа по обретению счастья состоит в том, чтобы освободить его от этих загрязнений, сделав его снова чистым. Осквернения, такие как жадность, ненависть, гнев, заблуждения — затуманивают ум, мешают ему создавать счастье. Будда предложил использовать медитацию для очищения ума от загрязнений и беспокойств, таких как похотливые желания, ненависть, недоброжелательность, лень, беспокойство, возбуждение и скептические сомнения, тем самым возвращая его к изначальному светящемуся состоянию.

Дост. Доктор Валпола Рахула пишет, что термин “медитация” был плохой заменой для использованного Буддой термина Бхвана. Ибо изначальный термин, означающий «умственное развитие», предназначался не только для очищения ума, но и для развития таких качеств, как концентрация, осознанность, разум, воля, энергия, аналитическая способность, уверенность, радость, спокойствие, и ,наконец, как приводящее к достижению высшей мудрости — Ниббаны.

Учения Будды отражают Буддийский анализ ума: мыслей, чувственных восприятий и ощущений, а также их влияния на человека. Ум действительно является ключом к благополучию для личности, семьи и общества. Будде, опередившему свое время, легко может быть присвоено звание «первого в мире клинического психолога», ибо он учил и применял свою мудрость о функционировании ума для содействия субъективному благополучию и личностному развитию (самореализации) всех, кто хотел их обрести. Глубина его понимания и ясность его терапевтического лечения приводили к предотвращению и облегчению психологически обусловленных расстройств ума или его дисфункций, как описано в различных Суттах Палийского Канона.

Одним из прозвищ Будды было «Будда Медицины», ибо все те, кто страдал умственными расстройствами, были возвращены к здоровью его советами и наставлениями. Методы лечения были адаптированы для конкретного уровня понимания каждого общавшегося с ним человека. Одним из таких примеров является убитая горем Кисаготами, которая носила своего мертвого сына по всему городу в поисках лекарства, думая, что он просто болен. Все, к кому она подходила, прогоняли ее, говоря, что она сумасшедшая. Чтобы помочь ей, Будда попросил ее принести горчичные семена из дома, в котором никто не умер. Переходя от дома к дому, она находила семена горчицы, но не нашла ни одного дома, где бы не побывала смерть. Тогда она поняла, что все рожденные существа обречены на смерть. Осознание этого позволило ей отбросить свое безумие.

Патачара, Ангулимала и Сакчака — еще несколько страждущих, которым помог Будда. Их случаи были весьма тяжелыми, и все же благодаря доброму пониманию их недугов Будда смог пробить стены их заблуждений, чтобы добиться исцеления. Мудрые наставления Будды не только спасли этих людей, но и помогли тем, у кого было “немного пыли в глазах” (мало загрязнений), достичь большего счастья. Путь Будды был постепенным открытым и благотворным для всех, кто искал его помощи.

Будда сказал: «Ничто другое, что я знаю, о монахи, не приносит столько страдания, как неразвитый и нетренированный ум. Такой ум действительно приносит страдание. Ничто другое, что я знаю, о монахи, не приносит столько счастья, как развитый и контролируемый ум. Развитый и послушный ум приносит счастье.»  Избавление ума от загрязнений, одновременно с тем, как в нем происходит развитие четырех возвышенных состояний (Брахмавихар) способствует прекращению страдания. С одной стороны, вы очищаете ум, освобождая его от негативных мыслей и чувств, устраняя нездоровые привычки. С другой стороны, вы укрепляете ум, наполняя его позитивными мыслями и чувствами, развивая его благотворные состояния.

Будда бесчисленное количество раз говорил о “видении вещей такими, какие они есть”, что является необходимым условием для достижения счастливой, здоровой и благополучной жизни, а также для достижения Просветления. «Не видеть вещи ясно, таковыми какие они есть» — это еще один термин для заблуждения (Моха), которое является основной причиной человеческих страданий.

Будда учил, что здоровье начинается в уме. Например, стресс вызывает расстройство иммунной системы. Негативные, саморазрушительные мысли оказывают непосредственное влияние на организм и могут быть фактором, способствующим заболеванию. Как может тело оставаться здоровым, если его постоянно бомбардирует негативность ума? Как вы думаете, какое воздействие оказывают на тело страх, гнев, ненависть, недоброжелательность, ревность или отвращение к себе?

В «Саллекха Сутте» Будда упоминает о сорока четырех болезнях, которые поражают человеческий ум, и обучает терапии, используемой для их устранения.

В «Витакка Сантхана Сутте» (удаление отвлекающих мыслей) он учил пяти методам эффективного преодоления нездоровых мыслей. Он упоминал о необходимости медитационного сосредоточения для монахов, однако, использовал те же самые методы для лечения и помощи в повседневной жизни мирян. В современной психологической терминологии они называются: замещение мысли, терапия отвращения (исследование опасности), сублимация, анализ ума (успокоение мыслей) и сила воли.

В Дведха Витакка Сутте (двух видах мысли), Будда делит мысли на типы. Нездоровые: мысли о чувственных желаниях, злой воле и жестокости, принадлежащие к одному типу. Их противоположности, здоровые мысли: об отречении, любящей доброте, сострадании. Он подробно объясняет, что до того, как стать просветленным, когда в его уме возникала нездоровая мысль, он понимал, что она либо вредна для него самого, либо вредна для других, либо вредна для обоих, и это знание устраняло нездоровый вид мыслей.

Именно эта классификация помогла ему придумать Срединный Путь, избегающий ловушек крайностей: самоуничижения и потакания чувственным желаниям. Мы всегда должны следить за своими мыслями, речью, действиями, чувствами и поведением, чтобы защитить ясный свет своего ума и обрести счастье.

Будда учил, что мы несем ответственность за свою жизнь, и поэтому мы должны воздерживаться от жалоб, обвинения других и перестать искать причины всего что с нами происходит “снаружи”, а не “внутри” собственного ума. В Дхаммападе, стих 50, он говорит: «Пусть никто не винит других; пусть никто не видит упущений и ошибок других. Но пусть каждый человек видит свои собственные поступки, совершенные и те, которые не были совершены.”

Будучи первым в мире психологом, Будда в первую очередь предписывает исцеление душевных недугов последовательной практикой Метты (любящей доброты). Эта мощная целительная энергия может быть направлена по своей воле на себя или других живых существ. Мы никогда не должны колебаться по поводу практики этой техники медитации. Ее необходимо выполнять всегда при любых обстоятельствах, без перерыва, несмотря ни на что. Положительные результаты, которые вы увидите в своей жизни, а также в жизни окружающих вас людей, удивят вас, ободрят и вдохновят. Таковы ее выгоды: «Спишь и просыпаешся с комфортом; не видишь дурных снов; ты дорог людям и нелюдям; Боги защищают тебя; огонь, яд и оружие не могут повредить тебе, твой ум быстро концентрируется, твое лицо безмятежно, и когда ты умрешь, в твоем уме не будет страха, даже если тебе не удастся достичь Ниббаны, ты переродишься в мире в мире блаженства.”