БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ
Нарада Махатхера

БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ – это прекрасный источник информации для тех, кто хочет понять жизнь Будды и его фундаментальные учения.

Книга была впервые опубликована в 1942 году. Настоящее издание было пересмотрено и дополнено. Хотя книга рассчитана главным образом на студентов и новичков, нежели на ученых, читатель найдет эту работу ценной настольной книгой, раскрывающей основные принципы Буддизма оригинальной Палийской традиции.

Кроме наличия всеобъемлющей информации о Жизни Будды и Его главных учеников, моральной и этической системы поведения с кульминацией на Десяти Совершенствах, значительная часть книги посвящена рассмотрению основных доктрин Буддийского учения – КАMМЕ (Карме), ПЕРЕРОЖДЕНИЮ, НИББАНЕ (Нирване). Она также включает в себя введение в Буддийскую Медитацию с особым акцентом на практике Четырех Безмерных Состояний (Cattāri Brahmavihārā) – Любящей Доброте (Mettā), Состраданию (Karuṇā), Сорадованию (Muditā), Самообладанию (Upekkhā).

Автор книги – Достопочтенный Нарада Маха Тхера, известный Буддийский Миссионер из Шри Ланки. Он является автором многих других Буддийских публикаций, широко известных среди Буддийских студентов. Мы признательны ему за доброе разрешение перепечатать эту книгу в Малайзии.

Буддийское Миссионерское Общество, Малайзия.

Введение

Много ценных книг было написано восточными и западными учеными и исследователями, как буддийскими, так и не буддийскими, с целью рассказать о жизни и учении Будды тем, кому интересен Буддизм.

Среди них одна из наиболее известных работ – книга «The Light of Asia», написанная Эдвином Арнольдом. Многие западные искатели истины нашли ее в Буддизме благодаря этой работе.

Западные и восточные буддисты благодарны авторам этих книг о буддизме за их проделанную работу и стремление и донести до читателя Слово Будды. Данная книга, которую вы держите в руках – это еще одна скромная попытка одного из буддийских монахов познакомить читателя с Дхаммой – учением Будды. Книга основана на Палийских Текстах, комментариях и традициях, преобладающих в буддийских странах, в частности, на Шри-Ланке.

Первая часть книги посвящена жизни Будды, а вторая – его учению.

* * *

Будда-Дхамма – это система философии и морали, которая детально излагает уникальный путь к Просветлению и не подразумевает под собой лишь сугубо теоретическую точку зрения.

Это учение, конечно же, должно быть изучено, но самое главное – это осознать, понять и практиковать его в повседневной жизни.

Просто знание не несет никакой пользы без реальной практики. Будда говорил, что ученый человек, не практикующий Дхамму, подобен красивому цветку без аромата.

Тот, кто вообще не изучает Дхамму — подобен слепому. Но тот, кто не практикует Дхамму – подобен библиотеке.

* * *

Иногда приходится сталкиваться с критиками, которые обвиняют Буддизм в пассивности и бездейственности. Такая точка зрения далека от истины.

Будда был первым самым активным миссионером в мире. Он ходил с места на место в течение 45 лет, обучая Дхамме как простых людей, так и просвещенных. До самой последней минуты жизни Он, как и его выдающиеся ученики, следовавшие за ним, служил людям, проявляя образцовое поведение. Без единого гроша они отправлялись в дальние страны, чтобы поведать людям о Дхамме, совершенно ничего не ожидая взамен, для себя.

«Старайтесь с усердием» – такими были последние слова Будды. Освобождение и очищение не могут быть достигнуты без собственного усилия. Мольбы и просьбы не приветствуются в Буддизме – на их место ставится медитация, которая ведет к самоконтролю, очищению и просветлению. Медитация и работа над собой – отличительные характеристики Буддизма.

Все Буддийские нации выросли в колыбели Буддизма. «Не делай зла» – что означает «не будь проклятием для себя и для других» – таковым был первый совет Будды. Вторым замечанием было – «Делай добро» – что означает «быть благословением для себя и других». И последним призывом было – «Очисть свой ум» – самое важное и самое значимое высказывание.

Как такая религия может быть названа пассивной и бездейственной?

Между прочим, среди 37 факторов, которые ведут к Просветлению (Bodhipakkhiya-Dhamma) «Vīriya» или «Усердие» упоминается девять раз.

Проясняя отношения между собой и своими учениками, Будда утверждал: «Вы должны сами прилагать усилия. Татхагаты – не более чем учителя».

Будды показывают путь, и все что остается нам – это идти по нему своими силами, чтобы достичь очищения. Собственные усилия играют важную роль в Буддизме.

* * *

Ограниченные монашескими правилами, монахи занимаются своими обязанностями, тогда как миряне могут служить религии, стране и миру своими силами, руководствуясь Буддийскими принципами.

Буддизм предлагает два образа жизни – монашеский и мирской. В целом же все буддисты – отважные воины. Они сражаются, хотя у них нет оружий и бомб. И они убивают – но не женщин, детей и невиновных.

С кем же они сражаются? Кого они беспощадно уничтожают?

Они сражаются с самим собой, человек сам себе худший враг. Собственный ум – лучший друг и худший враг. Посредством нравственности, концентрации и мудрости они беспощадно убивают страсть к похоти, злобе и невежеству.

Тот, кто предпочитает сражаться в одиночестве, может поступать именно так. Монахи-отшельники тому заслуживающий внимания пример. Для таких сражающихся одиночество есть счастье. Тот же, кто ищет сражения с жизненными проблемами, находясь в обществе, и пытаясь сделать его счастливее, могут жить как идеальные граждане в безупречном мире и гармонии, способные взять на себя ответственность в этом тяжелом пути.

Не человек существует для Буддизма. Буддизм существует для человека.

* * *

Согласно Буддизму утверждается, что ни роскошь, ни нищета, при правильном воззрении, не могут быть препятствием для того, чтобы быть идеальным Буддистом. Анатхапиндика, который много помогал Будде, был миллионером. Гатикара, которого приветствовали лучше любого царя, был бедным гончаром.

Подобно тому, как Буддизм походит к богатым и бедным, точно так же он относится и к массам и к интеллигенции. Простым людям интересна религиозная составляющая Буддизма и его простейшие этические правила, тогда как интеллектуалов интересуют глубокие учения и культура ума.

Случайный турист в Буддийской стране, посетивший Буддийский храм, может сложить искаженное представление о том, что Буддизм ограничен церемониями, молитвами, суеверными поклонениями изображениям деревьев и божеств.

Не осуждая и не отвергая, Буддизм терпимо относится к таким внешним вещам, поскольку они играют важную роль для простых людей. Очень часто можно видеть с каким усердием они участвуют в подобных церемониях. В этом их преданность учению Будды также растет. Буддисты склоняются перед образами, чтобы выразить уважение тому, что эти образы представляют и означают. Понимающие буддисты отражают достоинства Будды. Они не ждут какого-либо духовного расположения от образа. Например, дерево Бодхи – это всего лишь символ Просветления.

Что Будда ожидал от своих последователей – так это не молитв и церемоний, а непосредственного практического применения его учения в жизни. «Тот, кто практикует и следует моим учениям больше всего – тот и уважает меня больше всего» – таковы были слова Будды.

Действительно понимающий Буддист может практиковать Дхамму без этих внешних форм почитания. Для следования Благородным Восьмеричным Путем ни храмы, ни образы не являются необходимостью.

* * *

Можно ли сказать, что Буддизм – сверхъестественное учение, потому как предполагает наличие прошлых и будущих жизней и бесконечное множество обитаемых миров?

[здесь обратить внимание на то что этот пассаж не вяжется с нижеследующими]

Главное в учении Будды было освободить людей от страданий путем устранения самой причины возникновения страданий и показать путь к прекращению бесконечного круга смертей и рождений.

И материальный и духовный прогресс важны для развития нации. Одно не должно быть отделено от другого и материальный прогресс не должен расти в ущерб духовному, как это происходит сегодня в среде материалистично-настроенных стран. Правительства должны заботиться о материальном обеспечении людей, тогда как религии, в частности и Буддизм, о моральном состоянии граждан, с целью сделать общество счастливым.

* * *

Буддизм идет вопреки большинству религий, делая акцент на Срединном Пути и ставя во главу угла не Бога, а человечество. Буддизм предполагает сосредоточение на личном освобождении. Дхамма должна быть понята отдельным человеком.

* * *

Как правило, ожидаемая цель у большинства людей в мире – либо нигилизм, либо этернализм. Материалисты верят в полное уничтожение после смерти. Согласно разным религиям, цель человека в том, чтобы после смерти соединиться с вечным Всемогущим Богом или какой-либо необъяснимой Высшей Силой, что есть одна из форм этернализма.

Буддизм говорит о срединном пути. Цель Буддизма – ни уничтожение, поскольку ничего постоянного не существует, ни этернализм, поскольку нет никакой постоянной вечной души. И цель Буддизма может быть достигнута уже в процессе этой самой жизни.

* * *

Что происходит с Арахантом (Просветленным) после смерти? Это очень непростой вопрос, поскольку Ниббана – непередаваемый словами опыт, состояние вне времени и пространства. Строго говоря, существует Ниббана, но нет личности, которая была бы в Ниббане. Будда говорил, что неверно утверждать, что Арахант существует или же не существует после смерти. Это сложно понять, но это и не удивительно.

Вот подходящая иллюстрация современного ученого.

Роберт Оппенхеймер пишет: «Если мы спросим, например, остается ли позиция электрона постоянной, мы должны ответить – «Нет». Если мы спросим, меняется ли позиция электрона каждое мгновение – мы должны ответить – «Нет». Если мы спросим, пребывает ли электрон в покое – мы должны ответить – «Нет». Если мы спросим – пребывает ли электрон в действии – мы должны ответить – «Нет».

Будда давал подобные ответы, когда его спрашивали что происходит с Просветленным после смерти.

* * *

Какова цель постижения такого состояния? Зачем нам прекращать существование? Разве мы не должны, напротив, закреплять состояние жизни, полной удовольствий?

Это вполне ожидаемые вопросы. Они типичны для людей, которые либо стремятся наслаждаться жизнью, или же работать на человечество, встречая ответственность, трудности и страдания.

Первому Буддист обычно отвечает так – ты можешь, если хочешь, но не будь рабом земных удовольствий, которые мимолетны и иллюзорны.

Второму буддист скажет – работай на благо человечества и ищи счастье в альтруизме!

Буддизм предлагает цель – Ниббану – тем, кому это нужно, и никого к этому не принуждает. «Иди и посмотри сам» – говорит Будда.

* * *

До того как максимальная цель достигнута, Буддист должен вести благородную и полезную жизнь.

В Буддизм есть четкий свод моральных правил:

Это:

1. Пять правил – Не убивать, Не красть, Не прелюбодействовать, Не лгать и не сквернословить, не употреблять наркотики и алкоголь.

2. Четыре безупречные качества: Любящая доброта, Сострадание, Сорадование, Спокойствие.

3. Десять выдающихся качеств: Щедрость, Нравственное поведение, Самоотречение, Мудрость, Действие, Терпение, Правдивость, Решительность, Любящая доброта, Спокойствие.

4. Восьмеричный благородный путь: Правильное понимание, Правильные мысли, Правильная речь, Правильное действие, Правильный образ жизни, Правильное усердие, Правильный самоконтроль, Правильное сосредоточение.

Тот, кто желает достичь состояния Араханта как можно раньше, может обдумывать высказывание, данное Буддой Рахуле: «Это не мое тело. Это не я. Это не моя душа».