Открывающая ретрит беседа о медитации
Дост. Бодхисамбхара Бхикху

 

Во времена Будды у него был последователь-мирянин по имени Читта, который практикуя достиг состояния Анагами (стадия просветления Не-возвращающегося). И вот когда он смертельно заболел, многие дэвы-хранителями домов, хранители лесов, деревьев и трав, вместе предстали перед ним и сказали: «О домохозяин, сейчас ты должен пожелать после своей смерти переродиться Царем всего мира (Монарх который достиг абсолютного мирорового господства при помощи высочайшего уровня своей добродетели).» Читта-домохозяин ответил им:»Рождение Царем всего мира не постоянно и обусловлено по самой своей сути. Подобное желание истинно мудрый человек должен будет отпустить.”
Его родственники и друзья, стоявшие у постели и думавшие, что он произнес эти странные слова в бреду, и сказали ему: «О! Будь осторожен. Говори осознанно.’
Читта-домохозяин ответил им: «Вы сказали: «Будь осторожен. Говори осознанно.” В отношении каких моих слов это было сказано?” Родственники и друзья сказали ему: «Ты сказал: «Рождение Царем всего мира непостоянно и обусловленно по самой своей сути. Подобное желание истинно мудрый человек должен будет отпустить
Тогда Читта-домохозяин сказал им: «О друзья, дэвы-хранителями домов, хранителями лесов, деревьев и трав, вместе предстали предо мной и сказали: «О домохозяин, сейчас ты должен пожелать после своей смерти переродиться Царем всего мираВ ответ на эти слова, я сказал им: “Рождение Царем всего мира не постоянно и обусловлено по самой своей сути. Подобное желание истинно мудрый человек должен будет отпустить. Я не произнес эти слова по невнимательности.”
Тогда его друзья и родственники спросили: «Друг, какие же преимущества видели эти дэвы в рождении Царем всего мира ?”

Читта ответил: «Домохозяин Читта долгое время живущий в соответствии с чистейшей нравственностью, нравственным поведением (живя в соответствии с Дхаммой), и если он захочет того, то легко сможет исполнить свое намерение в перерождении. Тот, кто по настоящему праведен, видя блага, приходящие к праведным людям и будет вести к ним других.» Такова была выгода, которую дэвы видели, советуя мне пожелать перерождения в качестве Царя всего мира.”

Если добродетельный человек, живущей в соответствии с чистой Дхаммой, подобно домохозяину Читте, пожелает стать Царем всего мира, его желание может быть исполнено благодаря добродетельным качествам его ума. Вот почему Будда говорил: «Желание человека может быть исполнено благодаря нравственности его поступков.»

Сохранять свой ум чистым и здоровым в момент приближающейся смерти — чрезвычайно важно, потому что если он чист, то вы переродитесь в хорошем месте. Если же он нездрав, то вы переродитесь в мире горя.

Что-бы увеличить шансы на благое рождение вам нужно, находясь при смерти, сохранять свой ум в чистоте. Вам следует начать готовиться к этому прямо сейчас. Вы должны, по крайней мере, практиковать щедрость и соблюдать свои предписания нравственности. Еще лучшим будет, если вы постоянно будете практиковать Саматху (сосредоточение) и Випассану (прозрение). Если же вы сможете достичь джханы (медитативного поглощения ума) и поддерживать ее до самого момента смерти, то переродитесь в мире Брахмы. Если вы будете практиковать Випассану и поддерживать эту практику вплоть до самого момента смерти, вы будете перерождены в счастливых мирах. Если же вы реализовали любой из трех низших Путей и Плодов (Просветления), то уже наверняка никогда больше не переродитесь ни в одном из четырех типов миров страдания в своих будущих жизнях. Если вы достигли состояния Архата, то после смерти войдете в Париниббану (окончательное Освобождение от всех страданий) и больше никогда не переживете рождения, старения, болезни, смерти, печали, плача, боли, горя и отчаяния.

Чтобы вы имели возможность достичь этих состояний, я сейчас вкратце объясню вам, как развивать медитацию осознанности к дыханию, являющуюся одной из сорока практик Саматхи (концентрации), которым обучал Будда. Эта практика объяснялась благословенным так: «О монахи, сосредоточение обретаемое через внимательность к дыханию, когда развито и много практикуется, является одновременно мирным и возвышенным. Это чистое блаженное осознавание, сразу же изгоняет и успокаивает злые нездоровые мысли, как только они возникают.”(Samyutta Nikaya, v, 321; Vinaya Parajika Pali, 70; Вишуддхимагга, Глава 8, параграф 145)

Что касается словосочетания «одновременно мирным и возвышенным«, то Вишуддхимагга объясняет его следующим образом: “Оно является мирным в обоих отношениях и возвышенным в обоих отношениях; каждое из этих двух слов следует понимать как управляемое словом «оба» (Эва).”

Что же это значит? В отличие от медитации на непривлекательность, которая как практика может считаться мирной и возвышенной только благодаря состоянию ума к которому приводит, но не является такими в отношении самого ее объекта — он груб и отталкивающ (труп, скелет, внутренние части тела, непривлекательность тела и пищи). В отличии от этой практики фокус в медитации наблюдения дыхания не является отвращающим или приземленным, но наоборот, эта медитация умиротворяет как из-за объекта на котором она сосредоточена, так и из-за состояний к которым она приводит.”’

Вишуддхимагга упоминает, что внимательность к дыханию является главным предметом медитации среди других практик всех Будд, некоторых Паччекабудд и некоторых учеников Будды, используемым ими как основа для достижения мудрого различения ума и пребывания в блаженстве. Это означает, что все Будды практикуют осознанность дыхания как основу для достижения Архатства и глубочайшей мудрости. Поэтому мы должны относиться к этой практике медитации с величайшим уважением.

Чтобы практиковать ее сидя, вы должны в тихом месте принять удобную позу со скрещенными ногами, удерживая при этом свою спину прямой. Главное здесь — что-бы ваша поза была удобной и устойчивой, настолько что-бы вы могли долго сидеть и сохранять при этом умиротворенное состояние ума. Это очень полезно для развития концентрации, как сказано в Вишуддхимагге: «Умиротворение — это непосредственная причина для возникновения концентрации.” Вы можете сидеть в позе полного лотоса, полу-лотоса или просто разместить обе ноги перед собой, не кладя одну из них на другую. Здесь нужно помнить об одном: нужно выбрать позу, которая наиболее полезна для развития концентрации. Вам не обязательно сидеть в определенной позе, поскольку мы медитируем, чтобы развивать свой ум, а не для того чтобы учиться удерживать тело в определенном положении. Таким образом, чем более комфортным и устойчивым будет ваше положение тела, тем лучше.

Приняв удобное положение, вы должны успокоить свой ум и начать осознавать дыхание на участке вокруг ноздрей или на верхней губе. Выберите точку, в которой дыхание будет наиболее четким для наблюдения и сконцентрируйтесь на нем, осознавая когда оно движется внутрь тела, а когда наружу. Здесь следует упомянуть несколько моментов, о которых вам нужно помнить. Во-первых, вы должны концентрироваться на дыхании в одной и той же точке это означает, что вам не следует двигаться за ним внутрь своего тела. Причина этого наставления состоит в том, что если вы не будете поступать подобным образом, то ваш ум будет постоянно двигаться туда-сюда, а концентрация не сможет стать действительно сильной и мощной. Во-вторых, вы должны сосредоточиться на самом дыхании, а не на точке его соприкосновения с телом. Дыхание — это одно, а ощущение прикосновения, такое как толкание, твердость и тяжесть — совсем другое. Объектом внимательности к дыханию является дыхание, а не точка соприкосновения. Эта точка — всего лишь инструмент, помогающий нам собрать внимание. Поэтому ваш ум должен быть сосредоточен на дыхании.

Иногда вы можете перестать чувствовать точку соприкосновения, но при этом все еще осознавать дыхание. В таком случае — игнорируйте ее и просто продолжайте осознавать дыхание. Так, вы сможете развить свою концентрацию до более высокого уровня. Если вы хотите мысленно отмечать дыхание, вы можете делать это: «вдох, выдох; вдох, выдох» — делая отметки когда тело совершает вдохи и выдохи. Если вы можете концентрироваться на вдохах и выдохах в течении периода всей своей практики — это очень хорошо. Если же нет, то результат сосредоточения на нем без каких либо отвлечений в течении часа, получаса или пятнадцать минут так же довольно хорош.

Однако если иногда вы не можете сосредоточиться на дыхании из-за беспокойства ума, вам следует использовать метод счета или просто начать игнорировать блуждающий ум. Для практики счета вы должны начать отмечать в конце каждого выдоха так: вдох, выдох “один”; вдох, выдох “два” и. т. д.- до восьми лет. А потом, достигнув отметки «восемь», опять начать считать сначала. С началом каждого такого отрезка вы должны заново твердо решить, что не позволите своему уму отвлекаться в течении всего периода счета от одного до восьми. При твердой решимости и активных усилиях ваша концентрация вскоре улучшится. Здесь нужно помнить, что объект, на котором вы должны сосредотачиваться — это дыхание, а не проговариваемые вами числа. Счет здесь — это просто инструмент, помогающий нам сосредоточиться на дыхании как палец, указывающий на Луну. Вы должны осознавать дыхание во время всей практики счета. Считать, не осознавая дыхания — это не практика внимательности к дыханию. Такая медитация не принесет большой пользы. Поэтому вы должны помнить, что акцент всегда должен делаться на дыхании.

Именно так вы должны практиковать медитацию сидя. Но одной только этой практики недостаточно. Вы должны, насколько это только возможно, концентрироваться на дыхании во всех положениях тела — сидя, стоя, при ходьбе и лежа. Это означает, что вы должны стараться сохранять свою внимательность к дыханию с того момента, как вы просыпаетесь рано утром, до того момента, когда вы засыпаете вечером.

Вы должны развивать непрерывную внимательность к дыханию в течение всего дня, включая время чистки зубов, мытья, стирки и т. д. Такая непрерывная практика является очень важным фактором, определяющим, насколько далеко вы продвинетесь в развитии концентрации. Даже, если вы и не достигнете ее полного развития, то практикуя подобным образом, приобретете много хороших качеств — решимость, усилие, терпение и отрешенность. Таким образом, прилагая усилия в практике медитации вы ничего не теряете но наоборот приобретаете очень много хорошего. К этой медитации, которой учил Будда, все мы должны относиться с большим уважением. Не прилагая в ней предельных усилий, как же мы можем говорить, что действительно уважаем Дхамму, которой учил Будда?

Что касается медитации при ходьбе, то вам следует найти спокойное место и, прогуливаясь взад и вперед, сконцентрироваться на дыхании, так же как вы делаете это в практике сидя. Таким же точно  образом вы можете практиковать медитацию в положениях стоя и лежа. Однако новичку не рекомендуется использовать положение лежа в качестве основной практики, потому что он скорее всего быстро заснет.

Еще одним важным фактором для успешной практики является отсутствие разговоров. Вам не рекомендуется разговаривать, кроме случаев когда вы беседуете с Учителем о своей практике или когда у вас возникает какая-либо серьезная необходимость. Разговоры — это большое препятствие для медитации, потому, что могут пробудить в уме много мыслей, сделав его беспокойным. Более того, когда медитирующий разговаривает, он мешает не только своей практике, но и практике окружающих людей. Таким образом, для вашей собственной пользы, а также для пользы окружающих вы должны стараться строго соблюдать молчание.

Таковы основные инструкции, которые я даю вам сегодня вечером. Поскольку вы регулярно будете приглашаться на интервью со мной, я буду давать каждому из вас дальнейшие указания лично. Хотя способ практиковать внимательность к дыханию и кажется простым практиковать его довольно нелегко. Если вы хотите добиться прогресса в этой медитации, то вам лучше выполнять ее с большими стараниями и уважением. Пусть этот медитативный ретрит станет плодотворным для всех вас.