Анализ Чувств (Ведана)
Саядо Доктор Нандамалабхивамса

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф

Вступление
Этот дар Дхаммы (Дхаммадана) является переводом пяти бирманских (мьянманских) бесед по Дхамме, прочитанных доктором Нандамалабхивамсой, ректором Международного Буддийского Миссионерского университета Тхеравады, Янгон, Мьянма, 7-11 января 2011 года.

В этой книге подробно объясняется различная и разнообразная информация, связанная с чувствами: их определение, причина, типы, такие как 3, 5, 6, 18, 36 или 108. Семь вопросов о чувствах, которые проповедовал Будда также представлены в этой книге: причина чувства, прекращение чувства, путь, ведущий к прекращению чувства, аспект удовлетворения и неудовлетворенности чувством и бегство от него.

Когда возникает чувство, оно всегда сопровождается анусаей или скрытым загрязнением. Также объясняются различные типы анусайи и способы отказа от них. Также упоминаются различные типы самадхи, Саматха-Яника и Випассана-Яника, а также Рупа-камматтхана и арупа-камматтхана. Он также объяснил, как осознать Истину, видя истинную природу чувства, и как осознать Ниббану.
Мы очень благодарны Саядо за то, что он поделился с нами своими знаниями Типитаки. Например, существует много цветов, которые имеют различные цвета и формы. Производитель гирлянд собирает их, затем аккуратно сортирует и расставляет в соответствии с их цветами и размерами. Таким образом, гирлянда выглядит красиво, привлекательно и ароматно. Точно так же Саядо провел исследование чувства, собрав различные факты о чувствах из различных бесед и расположив их тщательно структурированным и последовательным образом. Его беседа о Дхамме полна фактов, всеобъемлюща и привлекательна для слушателей. Мы уверены, что эта книга будет полезна тем, кто хочет знать, как практиковать созерцание чувств.

Биография Саядо
Саядав д-р Нандамалабхивамса, родившийся в Мьянме (Бирма) В 1940 году и получил образование в Мандалае. В возрасте 16 лет он уже сдал экзамены на Дхаммачарию (учителя Дхаммы), а когда ему исполнился 21 год — самый трудный экзамен по Абхивамсе. Он также учился в Шри-Ланке в Университете Келания в Коломбо получив степень магистра и доктора философии в Индии.
Благодаря своему превосходному знанию Буддийских писаний и опыту преподавания он был награжден многими высокими наградами и титулами, такими как Аггамахагантхавачакапандита и Аггамахапандита.

Он является главным настоятелем традиционного, хорошо известного учебного монастыря «Махасубходайон» (Mahāsubhodhārāma Institute) в горах Сагайнг. Он является основателем и руководителем Дхаммавиджалайи, Центра буддийских исследований (ЦБК) в Сагаинге, который связан с монастырем Махасубходайон и служит иностранцам для дальнейшего обучения и практики. Он открыл новый буддийский учебный центр под названием Dhammasahaya Sāsanā Centre

Он является ректором Международного Буддийского Миссионерского университета Тхеравады, который предоставляет возможность иностранцам и жителям Мьянмы изучать буддизм от диплома до степени доктора философии на английском языке.


В Мьянме и за рубежом, а также в Европе он уже несколько лет читает курсы по Абхидхамме и Випассане главным образом западным Учителям, студентам и медитирующим.


Метод обучения Саядава д-ра Нандамалабхивамсы очень индивидуален. Живое, практичное и есущий в себе много примеров, сравнений и отсылок из повседневной жизни, а также из трактатов и комментариев Суттанты и Абхидхаммы, он преподается на английском языке, с большим юмором и Любящей добротой (mettā).

Глава Первая
Сегодняшняя беседа — первая часть серии бесед о Дхамме, посвященных анализу Веданы. Здесь Ведана может быть переведена как чувство. Существует много бесед (сутт) о чувстве, таких как Собрание бесед связанных с чувствами (Ведана-самьютта). Есть также глава о чувстве в более обширной лекции об Основании внимательности (Махасатипаттхана-Сутта). Я буду извлекать суть из этих и других бесед.


Каждый день мы сталкиваемся с приятными или неприятными ощущениями в потоке нашего сознания. Все мы, обычно следуя за этими чувствами, совершаем хорошие или плохие поступки. Из-за этих чувств мы продолжаем вращаться в круговороте перерождений и смертей (Сансара). Когда мы совершаем хорошие действия, мы можем наслаждаться хорошими результатами этих действий (например, имеем здоровое тело и так далее). Как их результат мы также чувствуем себя комфортно и счастливо в Сансаре.


Не зная правды об этих чувствах, мы привязываемся и цепляемся к ним и поэтому остаемся в Сансаре. Чтобы отсечь привязанность к чувству, нам нужно изучить его истинную природу — изучить его в деталях.


Как вы все знаете, существует пять совокупностей. Ими являются
1) совокупность материальности (тела) (рупакхандха)
2) совокупность чувств (веданакхандха)
3) совокупность восприятия (саньякхандха)
4) совокупность ментальных образований (санкхараккхандха)
5) совокупность сознания (виньянаккхандха).

Первая совокупность — материальная (Рупа), а остальные -ментальные явления (Нама), которые делятся на четыре различные категории.


Чувство — это очень значительное явление, поэтому его нужно было, разделив со всеми остальными, выделить как отдельную категорию. Восприятие (Санья) перечисляется следующим, потому что оно может дать поддержку чувству. Из-за восприятия как причины возникает чувство. Благодаря чувству как причине, ум распознает и воспринимает. Из-за этого восприятия как причины человек совершает хорошие и плохие поступки; и они являются ментальными образованиями (санкхараккхандха). Все эти чувства, восприятие и ментальные образования зависят от сознания (виньянаккхандха).


Итак, Будда разделил ум (Наму) на эти четыре категории, а материю (рупу) — на другую категорию. Эти пять совокупностей классифицированы таким образом, что мы можем ясно осознать эти изначальные истины.


Теперь давайте рассмотрим чувство, которое на Пали называется Ведана. Что же за феномен называется Ведана? Обычно мьянмарцы связывают ведану только с болезнью или неприятными ощущениями. Когда у них возникает неприятное физическое чувство, они говорят: “Ведана возникла”. Это неверно. На самом деле существует три типа чувств: приятные ощущения (сукха Ведана), неприятное чувство (дуккха ведана), и ни приятное, ни неприятное чувство (адуккхамасуккха ведана).


Будда дал много бесед о чувствах, подобных тем, которые собранны в «Ведана-самъютте» в книге взаимосвязанных рассуждений (Самъютта Никая). Слово самъютта означает «связанный». В этой книге беседы с одинаковой темой сгруппированы вместе. Рассуждения о чувстве (Ведана) объединяются вместе и называются Ведана — самьютта. Конечно, в дополнение к ведане Будда указывает и на другие Дхаммы.
Мы должны ясно понять, изучить и постичь чувства. Только тогда мы сможем созерцать их правильно. Чувство отчетливо классифицируется как одна из пяти совокупностей. Но нет такой специальной классификации для 12 чувственных оснований (аятана) и 18 элементов (дхату). В ключевом Учении о Взаимозависимом происхождении (Патиччасамуппада) есть следующее предложение: “Веданапаччая Танха” (из-за чувства возникает жажда). Из-за этого чувства должны быть полностью постигнуты и полностью поняты (париннья).


На самом деле, чувства должны быть познаны, но не должны быть оставлены. Причина этого в том, что чувство присутствует во всех видах сознания (Читта).